Наставник Чэнь Цзие

На главную  Учителя  Дипломы   Новости  Команда  Семинары  Синьицюань  Багуачжан  Тайцзицюань  Цзюгун Багуа  Цигун  Из классиков  Кинофильмы  Фотогалерея  Пресса  Координаты

Фотогалерея

Уданшань вдвоем с Лаоши ("Почтенный наставник")

ноябрь 2006

Вот мы уже в долгожданных горах Удан.

Ехать примерно час - до самой верхней остановки автобуса. А это только середина гор. Оттуда еще примерно такое же расстояние до самого высокого пика. Горы, поросшие деревьями, скалы, обрывы, древние даосские храмы, и совсем близко движутся облака. Туманы и облака меняются так быстро, что через несколько секунд пейзаж уже другой. Все это в точности я видел на китайских свитках с детства.

Итак, мы доехали до последней автобусной остановки - "Стоянка у Южной горы". Там два десятка небольших гостиниц в старом стиле, столько же ресторанов и магазинчиков. Все они содержатся отдельными семьями, которые тут же и обитают. Люди живут, как правило, скромно, но все выглядят вполне довольными.

Окна в номере гостиницы прямо на горы.

А это вид на гостиницу с гор.

Произвело впечатление, что все, в том числе бедняки, старики и чернорабочие вовсе не раздражены, как часто встречается в нашем отечестве, а ровно-доброжелательны и, кажется, радостно-доверительны по отношению к жизни вообще. Вот как этот рабочий на фото, который таскал на себе тяжеленные камни - была середина рабочего дня, а он мне весело улыбался.

А большой гриб на фото - знаменитый Гриб бессмертия Линчжи.

Горы Удан важны для нас даосскими монастырями - они стоят в разных местах, их около двух десятков. В средние века там жил монах-алхимик Чжан Саньфэн, к которому во сне явилось даосское божество Юань-ди, открывшее основы внутренних стилей ушу (в отличие от внешних - шаолиньских). Однажды Чжан Саньфэн наблюдал бой птицы и змеи. В их движениях проявляла себя мягкость-инь и твердость-ян, это и легло в основу созданного им стиля внутренних школ Тайцзицюань.

На следующее утро мы встали в 6 утра, позанимались цигун у Ворот Южной горы - средневековые сооружения с прекрасными каменными треножниками по бокам.

После этого Лаоши повел меня на самый высокий пик гор - Золотой пик. Там, как нам сказали, находится статуя Наставника Чжан Саньфэна (правда, мы её не нашли). Кроме того, в Китае говорят: "Все вершины гор Удан склоняются перед Золотым Пиком" и "Кто не был на Золотом Пике - не был в Уданшань". Летом от нашей стоянки до пика можно подняться по канатной дороге, зимой она закрыта. Нам сказали, что подниматься на пик часа два. А мы взбирались не меньше четырех часов...

Итак, поднимаемся на пик. Внизу был тепло и без снега, выше - уже снег и мороз. Между гор петляет вверх-вниз наша дорога со ступеньками. Среди леса и безлюдных мест встречались малые и большие даосские храмы. Малые - закрытые, небольшие, с одним настоятелем, и большие - действующие монастыри с монахами. Старые мосты, могилы и каменные стелы с иероглифическими надписями... В среднем постройкам по 500-800 лет.

Поднимались наверх четыре часа. Ближе к вершине ступеньки обледеневшие, скользко. Лаоши нашёл палку, чтобы опираться при ходьбе.

Сильный туман. Видимость - метра три. Вдруг сверху раздаётся чудесное пение. Оказывается, это даосские песнопения. Пока мы поднимались, молитвы становились громче. Минут через двадцать показался храм - там шла служба. Даосские монахи пели и играли на флейтах, барабанах и бубнах. Также постепенно молитвы затихли.

Лаоши сказал: "нужно поднять ладони к Небу - так легче идти, не укореняешься". Людей в горах немного, за все время мы встретили только человек двадцать.

Так, минуя первые, вторые и третьи Небесные Врата и храмы, мы поднялись на Золотой пик. Тут действующие храмы, постоянно живет несколько десятков монахов, и три местных семьи, которые держат лавки. Первый увиденный нами здесь монах подметал брусчатку, потом схватил веник и стал делать с ним форму ушу - как с мечом.

Всем даосам мы кланялись, сложив руки по-даосски, и они улыбались и кланялись в ответ. В небольших храмах обычно нет света, только лампа на столе, за которым сидит монах и бьет в медный сосуд: когда ты кланяешься божествам - сигнал о том, что твои молитвы приняты. В одном из храмов сидел такой монах и по-доброму улыбался. Уговорили его сфотографироваться. Сами монахи (много молодых) непосредственны, то играют в снежки и веселятся, то садятся в глубине храма и начинают медитативно играть на флейте или исполнять ритуал.

Уже 16 часов. Что ж, как раз три часа на спуск - и мы в гостинице. Начинаем спускаться. По дороге встречаем группу обычных китайцев - идут на Золотой Пик. С ними старушка лет 80. Она и так-то сгорбленно ходит, а тут, по ступенькам вверх - почти ползком... Я так понимаю, с такой скоростью они поднимались наверх пешком часов шесть-восемь. Мы-то с Лаоши весьма от этого подъема устали, а как эта бабушка дошла?! Таких волевых стариков я еще не встречал.

Итак, спускаемся. Людей вокруг нет вообще. Сказывается утомление от напряженного подъема… У Лаоши вдруг начинают болеть колени – да так, что он не то что идти, пошевелить ногой не может. Идет боком, переставляя прямые ноги со ступеньки на ступеньку… Начинает темнеть. Скользко, а перила есть не везде. А мы и трети пути не прошли. Я взвалил на себя все сумки. Тут и темень непроглядная наступила. А вокруг прекрасные пейзажи, туман рассеялся. Горы высятся со всех сторон, светит луна, на склонах вдалеке чудесные хижины - но не на нашем пути. Стало совсем тяжело. Ковыляем уже четвертый час. Тут Лаоши каким-то странным голосом зовет: «посвети-ка на ступеньки», говорит. На мокрых ступеньках аккуратно разложены совершенно новые и совершенно сухие бумажные деньги - юани. По одному юаню примерно 50 купюр. Серийные номера идут подряд – как только что из-под печатного станка. Людей здесь не было уже часа четыре, идет дождь со снегом, на ступеньках слякоть - деньгам тут взяться неоткуда, тем более новым и сухим. Лаоши тихо говорит: “это Небесные деньги”. Такие дела. Берем деньги, идем дальше – но уже веселее.

Редкие дома и храмы заперты. Время уже около девяти вечера. Наконец, до гостиницы остается метров 500. Подошли к развилке и свернули, как потом оказалось, не на ту дорогу. Приходится возвращаться. Вот впереди ближайший к стоянке даосский храм, который проходили утром (на фото). За воротами лает собака. Вокруг горы, луна. Но ворота закрыты. А чтобы вернуться в гостиницу, надо пройти через двор храма – другого пути нет, вокруг высокие горы. Лаоши начинает колотить палкой-клюкой по этим старинным воротам. Собака лает, света в храме нет, людей нет. Храм закрыт. В гостиницу не вернуться. Вспоминаются "Странные истории" Пу Сунлина. Полное ощущение, что мы вернулись лет на 300 назад в старый Китай. Начинаю присматривать место под горой, где мы заночуем. А на мобильных деньги заканчиваются. Лаоши звонит в полицию. Местная полиция спит. Лаоши звонит в гостиницу - служащая не хочет помогать. Тогда Лаоши говорит про меня - грозит международным скандалом – это помогает, его соединяют с полицией. Там советуют стучать сильнее - в доме при храме кто-то должен быть. Стучим в ворота из последних сил. Наконец на стук выскакивает в нижнем белье китайский мужик и начинает браниться - но все-таки открывает нам ворота. Так мы возвращаемся в гостиницу после шестичасового спуска. Но нисколько не жалеем.

Наутро гуляли в окрестностях нашей «стоянки у Южной горы». Пик, на котором мы вчера были, снизу выглядит так (на фото - белые вершины справа).

После обеда отправились на одну из нижних стоянок - к Храму Пурпурного Неба. Это самый большой действующий даосский храмовый комплекс в горах. Место прекрасное, в храмах медитируют даосские старцы.

Вот и статуя Наставника Чжан Саньфэна. Он почитается как даосский святой. В этом храме сидит молодая монахиня, изучает книги о даосизме. Пришла в монастырь полгода назад искать тишины. Впереди полтора года учебы, а потом серьезные экзамены - не все их выдерживают.

Разговорились. Рассказали, что давно ищем Наставника Чжан Сыньфэна, приехали поклониться ему из России - можно ли сфотографироваться? Нельзя - вот и табличка на английском, что запрещено. Но монахиня говорит: "Я уйду в другую часть храма воскурить благовония, а вы фотографируйтесь, как будто я вас не вижу. Это чтобы настоятельница не ругалась". Потом мы начали кланяться и делать подношение небесными деньгами.

Наша монахиня и говорит: давайте научу вас правильно по-даосски преклонять колена. Учила терпеливо минут 30. Мы ее спрашиваем: а монахов учат ушу? Она говорит: учат только тех, кто хочет. Мы: а вы то знаете что-нибудь? Она: да делаю тут небольшую форму Тайцзицюань. Уговорили ее показать - прямо тут в храме перед статуей Наставника. А что за форма, спрашиваем. «Да это та самая форма, что много сотен лет назад Наставник создал. Самая первая форма на основе которой и были созданы все нынешние стили Тайцзицюань».

Храм Пурпурного неба произвел на нас такое впечатление, что занимались во дворе Храма каждый день. Как и положено, из глубины двора наблюдал за нами местный мастер ушу. Подходил здороваться.

Вторую статую Чжан Саньфэна мы обнаружили в том самом храме, в который нас не пускали ночью. Меня поразило, как чудесно Наставник Чжан Саньфэн улыбается.

Рядом со стоянкой Южной горы мы нашли замечательную открытую пещеру. Идеальна для медитации - закрывает от дождя, вид на горные пейзажи. Другой такой не встречали. Лаоши сказал: «Я чувствую, что здесь сидели многие сильные Мастера, Чжан Саньфэн тоже здесь сидел». Живительная сила места так велика, что сверху прямо из горы растет огромная сосна.

Так прошли три полных дня в горах. Занимались мы по два раза в день. На четвертый день спустились в городок Уданшань.

Фотографии: Федор Бакулин fbaku@yandex.ru

Оставить свой отзыв о рассказе >>>