Наставник Чэнь Цзие

На главную  Учителя  Дипломы   Новости  Команда  Семинары  Синьицюань  Багуачжан  Тайцзицюань  Цзюгун Багуа  Цигун  Из классиков  Кинофильмы  Фотогалерея  Пресса  Координаты 

 

 

Учителя

 

 

Линия передачи традиции ушу:

Цзи Цзикэ (ок.1620-1710 г.г.) - Цао Цзиу - Дай Лунбан - Ли Лонэн - Лю Цилань - Ли Цуньи (1849-1921) - Лю Баочан (1893-1979) - Чэнь Цзие

 

 

Мастер Лю Баочан (1893-1979)

Седьмое поколение "Пин"

 


Учитель Мастера Чэня Цзие - господин Лю Баочан.

    Будущий наставник Лю Баочан (Цзы Сюйшен) родился в уезде Наньгун китайской провинции Хэбэй. Его родители были богаты и владели большим домом.

    В юности господин Лю Баочан занимался шаолиньскими стилями цюаньшу (ушу). Однажды он сошелся в бою с противником, и тот победил. Тогда Лю Баочан сказал: "Мы встретимся с тобой через 3 года и я одержу победу". Про себя Лю Баочан решил: "Шаолиньское цюаньшу красиво внешне, но его внутренняя сила невелика".

    В то время в округе Наньгун жил знаменитый мастер Синьицюань - господин Мын Кун. Имя его было известно на всю Поднебесную. 10 лет Мастер постоянно занимался формой Тосин (форма крокодила Синьицюань). Внутренняя сила его была столь велика, что когда он выполнял эту форму, бумажные окна в доме раздувались от ци. Сидя, он всегда тренировал пальцы, ударяя ими о скамейку - со временем в скамейке образовалось глубокое отверстие. Мастер легко поднимал каменные молотильные круги огромного веса. Никто не мог сравниться с ним в силе. Мастер Мын Кун не брал учеников и никому не хотел передавать свое мастерство: "Это мои занятия, моя сила".

    Господин Мын Кун дружил со знаменитым наставником Го Юншэном, а у того был еще один друг - Мастер Ли Цуньи (он жил в другой провинции). Однажды Го Юншэн сказал Ли Цуньи: "Вы должны съездить в Наньгун и выразить свое почтение господину Мын Куну - это большой мастер". Так Мын Кун и Ли Цуньи познакомились и стали друзьями.

    У Мастера Мын Куна был сын. Звали его Мын Сэнхуа. Он очень хотел заниматься цюаньшу, но отец не брал учеников. Он сказал сыну: "Мой друг - наставник Ли Цуньи. Он большой учитель. Если хочешь заниматься цюаньшу, я договорюсь с ним. Поезжай к нему и учись". Мын Сэнхуа дружил с Лю Баочаном. Так оба отправились к мастеру Ли Цуньи. У каждого за плечами были большие короба с подарками, деньгами и едой.

 

    Друзья жили в доме у наставника Ли Цуньи, и изучали Синьицюань. Когда они собрались в обратный путь, Наставник дал им денег на дорогу и еду.

    Вернувшись домой, Лю Баочан занимался днем и ночью. За год учитель сносил 18 пар тапок для занятий. Чтобы люди не мешали заниматься, он брал скамейку и шел на кладбище. Скамейку мастер ставил на место, где был разбросан каменный уголь. Ночью он ложился спать. Падая во сне со скамейки на острый уголь, вскакивал от боли и вновь принимался тренироваться. Лю Баочан стоял по несколько часов без перерыва в форме Саньтиши - по окончании он выливал пот из своих сапог.

    Прошло 3 года со дня поединка. Вновь встретившись со своим соперником, мастер Лю Баочан победил его с первого же удара. Вскоре мастер пошел служить в армию, где работал санитаром.

    Армейская часть находилась на севере Китая, в районе Тунбэй недалеко от Манчжурии. Во время службы в армии наставник постоянно занимался Синьицюань – вечером или ночью, когда его сослуживцы отдыхали или спали. Там же, в армии он познакомился с местным поваром, который был силен в искусстве владения мечом. Мастер стал учиться у него форме Багуа Цзюлун – Девять драконьих форм. Меча не было, поэтому занимались с металлической палкой для переворачивания углей в печи.

    Со временем воинская часть была переведена в Шанхай в район Наньсы, там, где сейчас находится Старый город. Наставник Лю Баочан работал в сторожевой охране. Он рассказывал, что работали сутками, без перерыва на сон. Его товарищи уже часов через 10 валились с ног от усталости на посту, наставник же не уставал и не хотел спать и через 24 часа – так сильна была его энергия ци. БОльшую часть времени Лю Баочан прослужил в императорской армии и лишь несколько последних лет – в коммунистической .

    Выйдя на пенсию, наставник жил очень бедно. Он имел только маленький дом в Шанхае с комнаткой в 8 метров, где они жили вдвоем с сыном. Крыша – из рисовой соломы. Стены дома - земляные. Дверь была деревянной, но такой старой, что через трещины в ней пробивался свет. Ели за маленьким бамбуковым столом, кроватями служили старые двери. Одежда была старой и заштопанной. Готовили на углях в маленькой переносной печке. Пенсия была мизерной, и чтобы как-то заработать, наставник готовил дома мантоу (манты) и продавал их на улице.

 

    Наставник жил недалеко от парка Хэпин. В парке в то время постоянно занималась группа молодых людей. Они изучали шаолиньское цюаньшу. Старики, видевшие, как они занимаются, однажды предложили им выразить свое почтение мастеру Лю Баочану: “Такой большой мастер живет рядом, если вы уговорите его преподавать вам цюаньшу, ваше Гунфу многократно возрастет”. Старики познакомили преподавателя группы с наставником. Надо сказать, что все предыдущие годы господин Лю Баочан отказывал желающим учиться у него. Вот и сейчас он ответил: “Трудно открыть ворота в горе, но так же трудно их и закрыть”. Он имел в виду, что трудно найти группу хороших учеников, но, найдя их, со временем ты не сможешь оставить их. Шаолиньский мастер много раз приходил и упрашивал Наставника начать преподавание цюаньшу. После столь настойчивых уговоров Лю Баочан согласился. Было ему тогда около 60 лет.

    Ученики платили наставнику немного денег за обучение. Господин Лю Баочан оставлял себе меньшую часть, почти все отдавая другим – бедным ученикам.

    Наставник всегда очень серьезно относился к преподаванию цюаньшу, следил за тем, чтобы ученики точно выполняли движения. Наставник был уже старым, поэтому во время тренировок в парке обычно сидел. В руках у него был посох. Когда ученики делали упражнения совсем плохо, он запускал в них посохом. Наставник в первую очередь стремился преподавать синьицюань, особенно молодым и сильным ученикам. Попасть в группу к мастеру Лю Баочану было непросто – требовалась рекомендация близких знакомых наставника. У вновь пришедшего ученика Мастер, как издавна ведется в Китае, спрашивал о его семье, возрасте, работе, и потом уже решал, разрешить ли этому человеку заниматься.

    В 1966 году к Наставнику пришёл заниматься Чэнь Цзие. Раньше он занимался шаолиньским цюаньшу с одним приятелем. Потом тот перестал заниматься в этой группе. Но однажды он повстречал Чэня Цзие, рассказал, что занимается теперь у большого мастера Лю Баочана в парке Хэпин, и пригласил зайти на занятия. Когда Чэнь Цзие пришёл к господину Лю Баочану, тот расспросил о его жизни и затем предложил показать шаолиньское цюаньшу. Когда Чэнь Цзие начал показывать, одобрительно кивал, но потом покачал головой и сказал: «Нет, тебе надо заниматься Синьицюань». Когда Чэнь Цзие сел на шпагат, а потом встал и прошёлся колесом, мастер поощрительно кивнул и сказал: «Если у тебя сильная воля, приходи заниматься».

    Занимались в парке два раза в день: утром и вечером, круглый год – и летом и зимой (на фото место занятий в парке Хэпин, 2006 год). Иногда вечером собирались у наставника, пили чай и говорили о жизни и цюаньшу. Чэнь Цзие особенно часто бывал в гостях у мастера дома. Тот рассказывал о своей жизни и истории других великих мастеров цюаньшу – Ли Лонэна, Лю Циланя, Чжан Чжанкуя и других. Наставник говорил: «Тебе надо хорошо и старательно заниматься цюаньшу, тогда твоя жизнь и гунфу станут лучше».

    Многие слышали, что в парке Хэпин преподает цюаньшу большой учитель. Однажды в парк приехал другой мастер цюаньшу, ему было лет 50. Он начал с приветствия, поклонился наставнику. «Кто ты?» - спросил его Лю Баочан. Тот представился и сказал: «Я слышал, что вы сильный мастер цюаньшу». Наставник ответил: «Нет, я не большой мастер, и к тому же очень старый». Он понял, что этот человек имеет нечистые помыслы и хочет проверить его силу. Тогда Лю Баочан сказал: «Хорошо, я закрою глаза. Нападай на меня. А я с закрытыми глазами ударю тебя по правой щеке. Потому что если я ударю тебя с открытыми глазами, тебе может быть совсем плохо». Мастер закрыл глаза, одной рукой отбил удар соперника, а другой нанес молниеносный удар справа. Тот схватился за щёку - всё лицо у него распухло. «И что ты теперь скажешь?» – спросил его Лю Баочан. Тот, еле ворочая языком, произнёс: «Да, вы большой мастер». «Ну и уходи отсюда», - приказал наставник. «Сознание быстрее удара - кулак следует за сознанием. Поэтому удар мастера был столь быстр», - комментирует господин Чэнь Цзие.

    Господин Чэнь Цзие изучал синьицюань у наставника восемь лет, потом перешел к Цзюгун Багуа. Мастер Лю Баочан не любил длинных форм, а повторял многократно простые движения (танлье). Он считал, что гунфу от этого быстрее прибавляется. Он учил Чэня Цзие большому количеству форм. Чэнь Цзие просил не спешить, он хотел многократно повторять старые формы. На что мастер сказал: «Надо делать так, как я говорю. Ведь когда я умру, где ты это узнаешь?»

    Через несколько лет Чэнь Цзие начал заниматься Багуа Цзя Лун – стилем багуачжан мастера Цзя Лунцзяо. Тот был братом наставника по цюаньшу и мастером хэбэйского стиля синьицюань, его учителем был знаменитый Ша Гочжэн. Однако господин Лю Баочан сказал Чэню Цзие: «У меня есть другой багуачжан, о котором я никому раньше не рассказывал. Он называется Динцзы Багуачжан. Это очень сильная практика, которую я создал сам на основе лучших форм Багуачжан таких мастеров, как Цин Тэнхуа, Ли Цуньи, Дун Хайчуань, и лучших практик синьицюань». Он объяснял, что в синьицюань «сильный бой», и багучажан на основе синьицюань особенно сильно в боевом отношении. Слово «дин» обозначает зрелость, расцвет, силу, а «цзы» - иероглифический знак. По написанию иероглиф «дин» похож на постановку ног в шаге Динцзы Багуачжан. В этом стиле багуачжан плавные движения ног сочетаются с быстрыми переходами.

    Однажды, придя к наставнику, Чэнь Цзие заметил, что у того болезненно-побелевшее лицо. В этот вечер наставник разговаривал с ним об цюаньшу больше обычного. Чэнь Цзие подумал: неужели мастер скоро умрёт? И через пять дней наставник умер.

    Тело Мастера двое суток оставалось дома. Всё это время Чэнь Цзие был рядом с мастером и по ночам сидел у его гроба. Порой он видел, что мастер словно бы не умер - лежит с открытыми глазами и пристально смотрит на него. На третий день тело мастера должны были предать огню. Собралось около 100 учеников, которые занимались в разные годы. Первую речь на панихиде произнес самый старший ученик. Вторая речь должна была быть о цюаньшу, о жизни мастера. Все ученики сказали: пусть это скажет Чэнь Цзие. Он выступил, потом зарыдал и упал на колени. И все ученики вслед за ним со слезами повалились на колени.

    У господина Лю Баочана был сын, с которым Чэнь Цзие был дружен. Сын Лю Баочана умер через несколько лет после смерти отца, и Чэнь Цзие помогал в похоронах. Сын был похоронен вместе с отцом на кладбище близ Сучжоу.

    Наставник Чэнь Цзие говорит: «Я – не большой мастер цюаньшу. Я только передаю другим людям то, что передал мой Наставник. Если бы не он и не мои занятия цюаньшу, как бы иначе через 10 лет жизни в России я получил диплом Госкомспорта от председателя комитета, господина Фетисова?». Как только мастер получил диплом Госкомспорта «За выдающийся вклад в дело развития традиционного ушу в России», он отвёз его на могилу Учителя и сказал: «Хотя диплом выдан на мое имя, это ваш диплом. Если бы Вы не научили меня, как бы я получил его?» Так же Чэнь Цзие относится и к своему участию в съёмках фильма «Поцелуй бабочки». В России есть и другие китайские мастера цюаньшу. Но именно Чэнь Цзие стал главным консультантом фильма и сыграл роль в нем. Главную роль в фильме исполнял актер Сергей Безруков, который высоко оценил мастера.

    В 1983 г. в Китае составляли общегосударственный реестр всех внутренних стилей цюаньшу. Собирали информацию обо всех стилях и мастерах со всех городов и деревень страны. В рамках этой акции проводилось и соревнование стилей. Там было три номинации: стиль с оружием, созданный до новой власти; книги по цюаньшу, написанные ранее; новые стили цюаньшу. И первое место в третьей номинации завоевал стиль Динцзы багуачжан. (Чэнь Цзие, который в то время жил в Шанхае, подавал заявку в реестр через свой район, Янпу, и указал в заявке «Динцзы Багуачжан мастера Лю Баочана»). За победу на конкурсе Чэнь Цзие получил приз – радиоприемник и памятное полотенце с надписью «За победу в конкурсе», которое он сразу же положил возле урны с прахом наставника. В апреле 1986 г. ученики наставника Лю Баочана купили участок на кладбище в Сучжоу и захоронили прах учителя вместе с этим памятным знаком. Господин Чэнь Цзие говорит: «Как бы далеко ни была могила учителя, надо обязательно бывать у него не реже одного раза в год. Учитель в цюаньшу – как отец в семье».

 

 

 


 


 


Мастер Лю Баочан выполняет формы стиля Синьицюань. Фотографии 1965 года 

   

 

 

 

 

Мастер Ли Цуньи (1849-1921)

Шестое поколение "Му"


 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz
Сайт создан в системе uCoz